В частности, отменены пункты:
- об увеличенном сроке взаимодействия с одним лицом, если рейдовый осмотр проводят в рамках пожарного надзора на объекте, где работают несколько контролируемых лиц. Теперь в Законе № 248-ФЗ есть общее правило об увеличении срока в таком случае. Его будут применять к конкретному виду надзора, если это будет предусмотрено в специальном законе;
- о завершении проверок, которые начали до ввода моратория в 2022 году.
Особенности выдачи предписаний после мероприятий без взаимодействия применяются до 01.01.2030.
Исключены пункты, позволяющие выдавать предписания по итогам мероприятия без взаимодействия в рамках надзора за транспортной безопасностью.
Мораторий на плановые проверки ряда ИТ-компаний продлен с 01.01.2025. Плановые проверки аккредитованных ИТ-компаний не будут проводиться до конца 2025 года. Исключение – мероприятия в рамках федерального санитарно-эпидемиологического контроля.
Увеличено число оснований для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее – КНМ) с взаимодействием с контролируемыми лицами. Среди них – уклонение от обязательного профилактического визита.
Расширен перечень профилактических мероприятий, которые подлежат обязательному проведению органами муниципального контроля, в их число включены объявление предостережения и профилактические визиты.
Периодичность проведения обязательных профилактических визитов в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска, устанавливается соразмерно рискам причинения вреда (ущерба).
Отказ контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита не допускается, в противном случае в отношении него может быть организовано КНМ.
В рамках обязательного профилактического визита инспектор при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертизу. Срок его проведения не может превышать 10 рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы, испытаний.
По окончании обязательного профилактического визита составляется акт, в случае выявления нарушений обязательных требований, если они не были устранены до окончания профилактического мероприятия, контролируемому лицу выдается предписание.
Изменены положения о принятии решений о проведении КНМ, предусматривающих взаимодействие с контролируемым лицом, по итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе их причинения охраняемым законом ценностям, случаи согласования КНМ с органами прокуратуры, извещения органов прокуратуры о проведении КНМ, выдачи предписаний об устранении нарушений обязательных требований.
Так, внеплановое КНМ в связи с истечением срока исполнения предписания может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.
Внеплановые документарные проверки также требуют согласования, за исключением отдельных случаев, указанных в ч. 9 ст. 72 Закона № 248-ФЗ.
Предусмотрено право отказать проверяющему в допуске на объект контроля, если на документах госоргана нет QR-кода либо он некорректный.
Установлена возможность проведения профилактических визитов и КНМ (инспекционного визита, выездной проверки, рейдового осмотра) с использованием мобильного приложения «Инспектор».
С использованием данного мобильного приложения могут дистанционно (без выезда инспектора на объект) проводиться такие контрольные (надзорные) действия как осмотр, досмотр, опрос, экспертиза, эксперимент.
Изменены нормы Закона № 248-ФЗ, связанные с досудебным обжалованием решений и действий контрольно-надзорных органов.
Правила досудебного обжалования распространены на случаи проведения обязательных профилактических визитов, введена возможность обжалования решений об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска, а также об отказе в проведении обязательных профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц.
С 20 до 15 рабочих дней сокращен срок рассмотрения жалобы.